Государственная фискальная служба Украины расследует коррупционные действия на таможенном посту аэропорта "Киев". В свою очередь, прокуратура Киева и Служба безопасности Украины провели обыски помещений международного аэропорта "Борисполь".
Сообщается, что в декабре 2015 года аэропорт "Борисполь" провел тендер на закупку 4 детекторов взрывчатых веществ на общую сумму чуть больше 4 миллионов гривен. Согласно документам, предоставленным победителем тендера, детекторы изготовлены чешской компании. Но, как выяснилось в ходе следствия, непосредственным производителем приборов является российская компания. Кроме того, оказалось, что цена каждого из детекторов была в 4 раза ниже, чем значилось в документах.
Читайте также: Коррупция в системе ГФС носит системный характер — эксперт
Об обысках в аэропорту "Борисполь" в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала пресс-секретарь Государственной авиационной службы Украины Ирина Кустовская. "Вчерашний обыск в Госавиаслужбе проводили сотрудники Главного управления защиты экономики СБУ по уголовному производству, которое было возбуждено по ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины относительно отдельных должностных лиц международного аэропорта "Борисполь". На данный момент следственные действия продолжаются, поэтому мы воздерживаемся от комментариев относительно хода и результатов обыска", — сообщила Кустовская.
Подробнее о расследовании коррупционных действий на таможенном посту аэропорта "Киев", которые проводит Государственная фискальная служба Украины в эфире "ГС" рассказал начальник таможенного поста аэропорта "Киев" Киевской городской таможни Николай Куликов.
ГФС сейчас расследует коррупционные действия на посту аэропорта Киев. В чем причина?
— Случилось чрезвычайное происшествие. За долгое время работы в таможенной службе, с 2010 года работаю, первый случай. Был задержан сотрудниками военной прокуратуры и сотрудниками СБУ один из начальников отдела таможенного оформления. Был организован канал поставок на территорию Украины курительных смесей для кальянов.
А кого-то еще подозревают?
— По решению суда проходят два сотрудника – начальник отдела и один из его подчиненных – главный инспектор.
Известно, что работника отстранили.
— На следующий день после задержания было проведено судебное заседание, избрана мера пресечения – содержание под стражей на два месяца с возможностью выхода под залог. На сегодняшний день он выпущен под залог.
Внутреннее расследование проводится?
— Уже назначено служебное расследование. По результатам служебного расследования будет принято решение.
Как получилось, что вы как руководитель не заметили коррупционных действий подчиненного?
— Нельзя запретить думать каждому сотруднику, внушить, о чем он должен думать, говорить и делать. Конечно, в обязательном порядке работа проводится, проходят занятия по предупреждению коррупционных действий. Для этих целей задействованы и сотрудники управления внутренней безопасности. С периодичностью раз в месяц такие занятия проводятся с каждым отделом, каждым сотрудником. Все прекрасно понимают – если человек решился на такое, то он осознавал, что делает.
Как контролируется недопущение коррупционных действий?
— Здесь неоднозначная ситуация. Несколько раз получали замечания по работе сотрудники таможенного поста за пристальное внимание к пассажирам при проведении контроля. Поступали неоднократно жалобы на действия сотрудников таможни. Все это объяснили необходимостью проведения более усиленных видов контроля. Согласно действующему законодательству существует двухканальная система оформления — это зеленый и красный коридор. На зеленом коридоре пассажир должен проходить без каких-либо остановок.
Постоянно спрашивают, сколько денег везет.
— Все это действительно неправильное любопытство сотрудников таможни. Существуют определенные правила и ограничения, в том числе по нормам вывоза валютных средств за пределы за территорию Украины и по ввозу этих денег.
На что обращают внимание ваши подчиненные, когда хотят остановить человека, чтобы проверить? Как отбирают "жертву"?
— В течении 1-2 дней научится подобному практически нереально. Внутренне чутье подсказывает – того нужно остановить, опросить, — корректно спросили, ответили, вопросов нет. Если человек начинает путаться в ответах — деньги показали, посчитали, сделали запись в журнал, при необходимости дали соответствующий документ. Все требования сотрудников таможни необходимо выполнять. Все находятся на своих местах, выполняют те функции, задачи, возложенные законодательством, законами Украины.
Обыски и расследованиях в аэропортах в эфире "ГС" также прокомментировал аналитик издания "Транспортный бизнес" Вячеслав Коновалов.
ГФС обыскивают таможенный пост аэропорта "Киев", СБУ обыскивают "Борисполь". Были также обыски в Госавиаслужбе. Что происходит? Опять мы видим передел авиарынка? Или просто так совпало?
— Скорее всего, это просто отчитались о… проведении бурной деятельности. То есть, если посмотреть на суммы предъявляемые, то там 4 млн по курительным смесям — вообще не понятно. Несколько сот тысяч, я так понимаю. А настоящих буйных почему-то не сильно ловят. То есть, есть ряд вопиющих случаев, на которые в упор никто внимания не обращает. Вот, например, терминал F в аэропорту "Борисполь" стоит пустой, вы в него вбухиваете деньги просто на содержание, так возьмите, минимальные какие-то цены поставьте, привлекайте лоукостеров.
Читайте также: Эксперты: коррупция в сфере строительства и госзакупок никуда не делась
А только ли аэропорты должны отвечать за привлечение лоукостеров?
— Госавиаслужба, само собой. Госавиаслужбу тоже обыскивали. Они же давали согласование на покупку этого безумно дорогого оборудования. А про другое оборудование пока-то никто не говорит. Хотя там есть более дорогое оборудование.
А какое?
— Аэропорт — это высокотехнологичный объект, в котором просто стоимость возведения здания — это, условно говоря, 30% от стоимости. Все остальное — это начинка. И вот с этой начинкой стоило бы разобраться. Другой пример — это строительство паркинга перед зданием терминала D в аэропорту "Борисполь". Его уже лет 5 не могут достроить. И сейчас выясняется, что на самом деле оно не совсем в таком виде нужно. То есть, уже есть вопросы по поводу того, что ребята, вы тут 4 млн нашли, а тут несколько сот миллионов гуляет.
Что касается лоукостеров. Только потеплели отношения, только мы услышали, что Wizz Air собирается увеличивать количество рейсов, а тут такое вот перетряхивание. Не испугаются ли?
— В данном случае больше пиара, чем реальных действий. Да, это можно использовать чтобы отпугнуть, но на самом деле тут отпугивать нечего, потому что тот же Ryanair четко поставил условие: мы зайдем, если будут определенные инвестиции с вашей стороны в то, что мы привозим к вам туристов и т. д.
А в целом, во что все эти обыски выльются? Увидим ли мы хоть какие-то изменения на авиационном рынке либо в конкретных аэропортах? Или перестановки руководящего состава?
— Скорее всего, сейчас это будет ряд громких эффектных заявлений, может быть, кого-то поменяют, потому что сейчас опять началась эпопея с назначением генерального директора "Борисполя". И я предполагаю, что эти действия — это подготовка к назначению нового генерального директора.
Это что касается аэропорта "Борисполь". Ааэропорт "Киев"?
— Аэропорт "Киев", скажем так, — частный. Поэтому там договорятся с инвестором. Но в том то все и дело, что аэропорт "Киев" как раз пример более-менее эффективного государственно-частного партнерства.
К слову, по мнению аналитика издания "Транспортный бизнес" Вячеслава Коновалова, теракт в аэропорту "Ататюрк" можно также объяснить ростом его значимости как авиационного узла. В этом плане украинские аэропорты менее интересны для террористов.