Детективы Национального антикоррупционного бюро прослушивали телефоны соратников народного депутата Александра Онищенко, которого подозревают в организации преступной группировки, что нанесло ущерб государству на 3 млрд грн. О прослушивании свидетельствуют рассекреченные документы НАБУ, которые есть в распоряжении "Украинской правды".
О том, кого и на каких основаниях могут прослушивать правоохранительные органы, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал правозащитник, юрист Юрий Шулипа.
Насколько сложно получить разрешение на прослушивание телефона, скажем, если речь идет о силовых структурах?
— Если имеется достаточно оснований полагать, что лицо, вне зависимости, обычное или должностное, занимается какой-то преступной деятельностью, и эту информацию необходимо подтвердить, то правоохранительный орган, в частности, уже в рамках возбужденного уголовного дела либо дела оперативного учета обращается с соответствующим ходатайством в суд. И судья решает вопрос о даче разрешения на прослушку, получения доступа к корреспонденции и прочее.
А скрытая прослушка – есть такая возможность у СБУ? Без разрешения суда?
— Да. Негласная прослушка тоже есть. Она используется, но на это разрешение не нужно, потому что это не доступ к связи.
Если просто на личном приеме записать должностное лицо на какие-то технические средства фото- и видеофиксации, разрешения не нужно. А если, например, идет речь о прослушке телефонных разговоров, то, конечно же, здесь необходимо разрешение суда в любом случае, потому что иначе происходит вторжение в сферу конституционных прав гражданина на информацию, частную жизнь.
Те материалы, которые удалось добыть посредством скрытой прослушки, их можно использовать и представлять в суде?
— Я полагаю, что если данные доказательства были добыты законным путем, — соответствующее решение суда, дача разрешения правоохранительному органу на прослушку, то, конечно же, можно.
Это установление определенной техники в кабинетах?
— Дело в том, что обычный гражданин мог просто прийти к нему на прием и с помощью технических устройств записать разговор, переговоры, еще какие-то следы преступления зафиксировать. То есть для этого не нужно абсолютно никаких разрешений ни следственных, ни судебных органов.
Это, в принципе, может сделать любой гражданин и уже потом с этим видео обратиться в правоохранительные органы.
Материалы, записи, которые удалось добыть правоохранительным органам с разрешения суда, их можно обнародовать в СМИ или только в суде можно использовать?
— Вопрос об обнародовании должен решать следователь. То есть, если это не принесет никакого вреда уголовному делу, не будет, например, давления на свидетелей или оперативных работников, то следователь вправе принять решение о том, чтобы обнародовать все эти материалы.
Ранее старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец и политолог Кирилл Молчанов в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировали решение комитета ВР признать законным представление ГПУ о снятии неприкосновенности с народного депутата Александра Онищенко.
Читайте также: Суть и дело. Онищенко и "Укргаздобыча"
К слову, начальник отдела НАБУ по работе с общественностью и СМИ Владимир Полевой в эфире "ГС" пояснил, почему детективы пришли с обыском в МАУ, а политолог Александр Кочетков провел параллель между данным обыском и деятельностью бизнесмена Игоря Коломойского.