Ряд сетей АЗС начали снижать стоимость бензина и дизельного топлива. На некоторых автозаправках цены на бензин снизились на 50 копеек, а цены на дизельное топливо – на полторы гривны.
Ранее представители Минэнерго и отечественные нефтетрейдеры провели встречу, на которой договорились снизить цены на топливо на фоне падения стоимости нефти на мировом рынке.
Насколько существенно может подешеветь топливо в стране, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.
Читайте также: Обзор соцсетей: нефть дешевеет, а бензин…
Связано ли снижение цен на топливо со встречей Минэнерго и нефтетрейдеров?
Отличительной особенностью деятельности группы является то, что она не импортирует нефтепродукты, как все остальные, а владеет своим нефтеперерабатывающим заводом в Кременчуге, покупает украинскую нефть и не нуждается в валюте. В целом группа обладает хорошей маржой по нефтепереработке, у нее низкие закупочные цены, поэтому данное снижение ей далось намного легче.
Существуют ли предпосылки к тому, чтобы и другие игроки рынка присоединились к данной тенденции?
– Уже сегодня другие крупные сети – и Shell, и WOG, и "Лукойл", тоже последовали вниз. Основная реакция наблюдается в рамках дизельного топлива, там наиболее благоприятная ситуация.
Что касается бензина, то ситуация сложнее. Даже эти 50 копеек все еще под вопросом, поскольку мы видим, что творится с курсом гривны.
Минэнерго обнародовало индикативные цены на топливо на автозаправках. Готовы ли АЗС прислушиваться к данным рекомендациям?
– Это даже не рекомендации, а взгляд министерства на ситуацию. В нашей экспертной организации тоже есть внутренний индикатив, который примерно совпадает с министерским. И мы видим, что порядка 60% рынка торгует намного ниже данного индикатива, выше торгуют только так называемые премиальные сети с высококачественным топливом.Мы считаем, что в целом рынок сбалансирован. Однако, правительство отказывается участвовать в процессе регулирования ценовой ситуации, а именно в его руках находятся самые влиятельные рычаги.
Нужно что-то делать с курсом гривны, с наличием валюты, потому что уже неделю поставки новых партий заблокированы, так как импортеры не могут купить необходимый объем валюты.
Цена нефти упала ниже 30 долларов за баррель, в то же время, курс гривны остается крайне низким. Будут ли снижаться цены на бензин и в дальнейшем с учетом данной ситуации?
– На межбанке курс 24 гривны за доллар, а на улице – 26. Очевидно, что реальные сделки по приобретению валюты для покупки нефтепродуктов тяготеют к курсу именно "черного рынка". А две гривны разницы – это две гривны в себестоимости топлива, то есть, цена "на пистолете".
Если мы говорим об отметке "24", то это одна история, тогда в диапазоне до одной гривны можно рассматривать снижение, но если мы говорим о "26", то снижения больше не будет.
Сколько зарабатывают трейдеры на литре бензина?
– Этот заработок сегодня составляет порядка двух с половиной гривен на литре бензина, это порядка 12-15%. На дизельном топливе заработок немного выше.
Как снизился спрос на бензин в стране в январе?
– С начала кризиса, с 2013 года, спрос упал на 30% по бензину и на 17-19% по дизельному топливу. Много это или мало?До 2013 года изменения в районе 3% нам уже казались колоссальными. При этом, потребление топлива падает, а количество заправочных станций остается прежним. Поэтому, борьба за оставшийся объем предельно накалена.
И меня удивляет, когда говорят о каких-то ценовых сговорах. На рынке идет настоящая рубка за каждого клиента, потому что объема мало, а заправок много. Раньше они продавали 10 миллионов тонн на всех, а в прошлом году продали 7 млн тонн. Соответственно, конкуренция очень жесткая, буквально борьба без правил. И огромный теневой рынок – это тоже отголоски этой борьбы.
Однако, финансовое состояние трейдеров, в принципе, можно назвать удовлетворительным. Это происходит за счет того, что выросли наценки на топливо по сравнению с докризисным периодом. Если ты продаешь меньший объем, то все равно ты должен обеспечить прежний объем затрат, чтобы платить, например, те же зарплаты.
Ранее президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук заявлял в эфире радиостанции Голос Столицы, что цены на нефтепродукты снижаться не могут, так как гривна постоянно падает.
В то же время, директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн ранее заявлял, что власти намерены бороться с "левым" бензином с помощью акцизных накладных при импорте нефтепродуктов, и в связи с этим дешевый бензин может скоро исчезнуть с автозаправок.