Виталий Филипповский, политический аналитик
Если два года назад кто-то питал еще какие-то иллюзии по поводу того, что в Украине формируется новая политическая система, то сегодня можно смело констатировать полную реставрацию той политической модели, которую в свое время построили регионалы. Причем самой худшей ее части, касающейся распределения властных полномочий и единоличного влияния президента на ключевые процессы в стране.
В 2014 году президентские выборы в стране проходили в условиях перехода Украины к формату парламентско-президентской республики, в которой президенту отводится вполне конкретное место, связанное с представительскими и внешнеполитическими функциями. Реальную архитектуру власти должны были определить парламентские выборы, и именно парламент по закону должен был стать главным центром принятия решений. Так, по крайней мере, нам рассказывали украинские демократы и возглавивший их кандидат в президенты Петр Порошенко, которого в тот момент вряд ли кто-то мог заподозрить в необузданных властных замашках.
Янукович в 2010 году тоже так начинал. Придя как президент парламентско-президентской республики, уже через пару месяцев он расширил свои полномочия, отменив так называемую политическую реформу 2004 года. Да, Порошенко так не делал. Он сделал тоньше. Точечным изменением отдельных нормативно-правовых актов. Яркий пример – изменения Конституции в части правосудия, проголосованные Верховной Радой 2 июня. Согласно им, президент теперь практически единолично влияет на судебную вертикаль. Аналогично – изменения в части децентрализации, согласно которым именно на президента будут ориентироваться местные элиты. Особенно заметно это будет после вступления в силу той части реформы, которая касается работы префектуры. Готовятся к принятию и новые законодательные новеллы, написанные специально под Порошенко. К примеру, новые поправки в Закон Украины "О государственной службе", согласно которым отбор кандидатур на должности председателей местных государственных администраций будет осуществлять специально созданная комиссия при Администрации президента.
Янукович в свое время тоже практиковал такие фокусы. Вспомнить хотя бы принятие новой редакции Закона "О Кабинете Министров Украины", которым существенно сужались полномочия исполнительной власти в пользу президента. А в 2010 году Янукович тоже проводил судебную реформу под себя. Помнится, Юлия Тимошенко тогда сказала, что правосудие переезжает в Межигорье. Где искать правосудие сегодня, Юлия Владимировна?
Сходство политического стиля Порошенко и Януковича характеризуют и отношения с парламентом. Стоит отдать Петру Алексеевичу должное — в этом компоненте он даже превзошел своего предшественника. У Януковича после парламентских выборов 2012 года большинство в парламенте насчитывало 230-240 депутатов. За счет коммунистов и одномандатников. Сегодня у Порошенко вроде бы столько же. Но не этим определяются позиции власти.
Сколько оппозиционных депутатов было в парламенте при Януковиче? Уже никто не помнит. Объединенная оппозиция (БЮТ + "Народный фронт") – 104 депутата, УДАР – 40, "Свобода" — 37. Сколько вместе? 181 депутат. И никто из них (за исключением нескольких десятков "тушек") никогда не голосовал в унисон с властью. А теперь давайте подумаем, сколько реальных оппозиционеров в нынешнем парламенте? Нисколько. Даже "Оппозиционный блок" регулярно практикует голосования с БПП и ничего плохого в этом не видит. И какого оппонирования Верховной Рады к президенту вы после этого хотите? Янукович о таком мог только мечтать.
Теперь об окружении. За два года президент Порошенко уже полноценно сформировал свою свиту, которая до боли напоминает то явление, которое с подачи украинских журналистов прилипло к Януковичу. А именно – "Семья". Недавнее назначение Игоря Райнина лишний раз подтвердило, какую кадровую политику проводит Порошенко. Близкие, проверенные временем, свои. Борис Гройсман – премьер-министр, Юрий Луценко – генеральный прокурор, Валерия Гонтарева – глава Нацбанка, добрая половина Кабмина – бизнес-партнеры Порошенко. Во власти практически не осталось места для других людей. Последние попытки остаться при власти представителей "Народного фронта" с каждым месяцев трещат по швам. Недавнего компаньона
Игоря Коломойского душат разбирательствами с "Укрнафтой" и уже посматривают на привлекательный актив – всем известный медиа-холдинг с вишенкой на торте в виде телеканала "1+1".
Читайте также: Вопрос полномочий. Порошенко в шаге от того, чтобы стать Януковичем
Все это говорит о том, что в Украине уже давно оформилась новая "Семья", которой просто гораздо меньше внимания уделяют украинские СМИ. Суть же властных подходов в администрации Порошенко мало чем отличается от столь ненавистного так называемым гражданским обществом режима Януковича. Разница только в том, что прошлый клан еще хоть как-то заморачивался тем, в каких условиях живет электорат и подвергался регулярному давлению какой-никакой, а все-таки оппозиции. Порошенко же сегодня не обременен даже этими политическими условностями.