Соня Тарасюк, РИА Новости Украина
Спецоперация импичмент
Во вторник, 15 ноября, в Раде возник конфликт из-за выступления нардепа от Радикальной партии Юрия Шухевича. Как известно, Юрий Шухевич – сын знаменитого командира УПА, ему 83 года, он плохо видит. Традиционно дойти до трибуны ему помогает его помощник, но на этот раз Шухевича к трибуне сопроводил депутат от "Батькивщины" Сергей Евтушок.
Спикер парламента Андрей Парубий объявил, что Шухевич будет выступать от имени фракции "Батькивщина". Однако возле трибуны к нему подбежал лидер его фракции Олег Ляшко и стал отговаривать от выступления. Между ними завязался спор. В итоге в работе парламента огласили перерыв, а потом Шухевич выступил с общими словами о борьбе с коррупцией.
Читайте также: Соцсети о "покушении" на Шухевича и "импичменте" Порошенко
Версии Ляшко и Тимошенко
Позднее Ляшко заявил, что с трибуны парламента пытались огласить проект постановления об импичменте президента Петра Порошенко. По его словам, проект постановления для Шухевича подготовила лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко. "Это была низкая попытка использовать пожилого человека и всучить ему документы на импичмент президенту", – сказал Ляшко.
Смотрите также: Появились фото проекта о начале процедуры импичмента Порошенко
Вскоре СМИ обнародовали текст проекта постановления об импичменте, в котором предусматривалось создать специальную временную следственную комиссию по расследованию действий Порошенко, а также включить в состав специальной следственной комиссии специального прокурора и специальных следователей, предложенных депутатскими фракциями и группами.
В то же время Тимошенко говорит, что Шухевич сам у нее попросил право выступить. На вопрос, знала ли она, что Шухевич хотел сказать об импичменте президенту Петру Порошенко, Тимошенко сказала: "Мы не имели возможности говорить о деталях его текста. Он просто попросил дать ему три минуты".
Смотрите также: Ляшко о Тимошенко: ты что себе позволяешь, лиса драная
Сам Шухевич назвал инцидент, который произошел в зале Рады, недоразумением и сообщил, что не собирался выступать с призывом об импичменте.
Миссия невыполнима
Как бы ни сотрясали депутаты воздух разговорами об импичменте, если обратиться к букве закона, то применить его на практике почти нереально.
Напомним, согласно нынешнему законодательству, против президента невозможно ни возбудить уголовное дело, ни отправить его в отставку. Согласно решению Конституционного суда от декабря 2003 года, привлечь президента к ответственности могут лишь депутаты, запустив процедуру импичмента. Однако процедура импичмента — слишком долгая и сложная, и до конца законодательно не прописана.
На сегодняшний день нет закона об импичменте, но есть нормы Конституции и регламент ВР, в котором частично прописана эта процедура. Так, в статье 85 Конституции перечислены причины, по которым президент может прекратить выполнять возложенные на него функции, среди них – импичмент.
В статье 111 описывается, как именно это происходит.
Инициировать вопрос об отставке президента может большинство от конституционного состава парламента. После чего создается спецкомиссия. Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады, их должны поддержать две трети депутатов – то есть не менее 300 человек.
При наличии оснований Рада принимает решение об обвинении президента. Потом направляются обращения в Верховный суд, который должен подтвердить обвинения, и в Конституционный суд.
Но даже в том случае, если обе инстанции дали положительный ответ, еще три четверти депутатов Рады должны проголосовать за импичмент – не менее 338 депутатов.
Таким образом, фактически президент должен настроить против себя почти весь состав Верховной Рады, Конституционный и Верховный суды, чтобы его уволили.
Читайте также: Смутное бессилие Порошенко. Эксперты подвели итоги недели
Однако проблема не только в этом. Как упоминалось, также в регламенте Рады есть раздел, который посвящен процедуре импичмента. В частности, в нем детально раскрывается, как формируется следственная комиссия, порядок избрания следователей и прокурора; как проходит допрос ключевых свидетелей, в том числе самого президента; что будет, если КС или ВС завернет дело и т. д.
При этом в законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие правовой статус, полномочия и организационные основы деятельности такой спецкомиссии. В частности, еще в ноябре 2014 года Тимошенко в пояснительной записке к своему законопроекту об импичменте №1097 отмечала, что регламент содержит ссылки на закон "О временных следственных комиссиях", который был признан неконституционным и утратил силу в 2009 году.