Наталья Печорина, РИА Новости Украина
Сайт госзакупок в режиме онлайн и система PROZORRO получила неожиданную рекламу после публикации одного объявления. ГП "Нафтогазобслуживание" объявило о планах провести закупку бронированного мерседеса Mercedes Benz S600 GUARD по цене пять миллионов гривен или 200 тысяч долларов. Цена новой покупки всколыхнула общественное мнение.
Если бы в 2005 году изобретение Цукерберга в виде Facebook было бы в широком ходу среди украинских общественников и активистов, то новость о покупке мерседеса за миллион долларов для главы правления НАК "Нафтогаз" Алексея Ивченко тоже бы не осталась без язвительных комментариев.
Тогда был первый год торжества идеалов оранжевой революции, которое воплотилось в разрыве супервыгодного по цене контракта на закупку российского газа. И — приход во власть революционеров с майдана.
Снегурочки и Леша-Мерседес
В 2006 году в украинских СМИ появилась новость о пополнении автопарка "Нафтогаза" бронированным Mercedes представительского класса "всего" за миллион гривен (а курс гривны тогда был порядка 5 грн за доллар). После этого главу "Нафтогаза" Алексея Ивченко стали называть исключительно "Лешей Мерседесом". С такой кличкой он и вошел в историю современной украинской власти.
"Я езжу на последних марках, начиная с 1992 года. Тогда еще я работал в Ивано-Франковске, и в Киеве многие не знали, что такое "Мерседес". Изменялось только то, что я каждые два года менял последнюю модель "Мерседеса". И так на протяжении последних 15 лет. И свои традиции я предавать не буду. Я считаю, что руководитель такого предприятия ("Нефтегаз Украины") должен ездить на самой приличной и самой дорогой машине. Приобретение такого автомобиля является минус каплей в море, которая может как-то повлиять на финансовое состояние "Нефтегаза", - заявил тогда Ивченко в интервью украинским СМИ.
Правда, через какое-то время машину вернули в салон. Президент Украины Виктор Ющенко лично просил Ивченко избавиться от супердорогого автомобиля Mercedes S-класса.
Примечательно, что десять лет назад и в СМИ, и, главное, — в украинской власти было другое отношение к тратам чиновников в стране, где большинство граждан малообеспеченные.
Кроме любви к представительским машинам, Ивченко вместе с главой компании "Газ Украины" Александром Болкисевым уличили в оплате услуг фотомоделей и снегурочек на празднование Нового года, конечно же, за счет компании.
Позже о "снегурочках за миллион гривен" рассказала в телеэфире лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко.
"Эта надстройка ("Нафтогаз") должна быть ликвидирована. Это сметы… Были такие руководители, которые за миллионы гривен снегурочек привозили для коллективов", – сказала Тимошенко.
Броня для Коболева
С момента скандала с Mercedes для Ивченко прошло десять лет. И теперь история повторяется. За те же 200 тысяч долларов монополист на газовом рынке намерен купить бронированную машину представительского класса.
Из дискуссии в Facebook стали известны подробности скандального приобретения. Достаточно резонный вопрос журналиста из Центра транспортных стратегий Максима Гардуса зачем госкомпании бронированный "мерс", повлек поток объяснений представителей по связям с прессой из НАКа и смежных ведомств, из которых участники и читатели этой дискуссии, вероятно, узнали много нового.
Представитель "Нафтогаза" в лице Лизаветы Бадановой настаивала, что покупка бронированного авто осуществляется по распоряжению самого премьера Владимира Гройсмана, а передвигаться на "броне" будет сам глава правления НАКа Андрей Коболев.
А пресс-секретарь "Нафтогаза" Алена Осмоловская пошла еще дальше, и намекнула, что Коболев "перешёл дорогу такому количеству заинтересованных лиц от Кремля до местных ФПГ”, что может быть угроза его жизни.
У пресс-секретаря Министерства финансов Украины Дарины Марчак главным объяснением покупки бронированного авто главы госмонополии другое (стиль и орфография сохранены).
"Максим (обращение к автору поста), вам стоит подтянуть свое понимание, сколько сэкономил за последние два года Нафтогаз стране, и сколько корруцпионных схем перекрыл (если что, дыра в бюджете Нафтогаза два года назад была около 90 млрд грн. А сколько было до Коболева, даже не знает никто, ибо эти данные прятали от чужих глаз как зеницу ока). На этом фоне, бронированное авто, и дюжина охранников для Коболева — это the must, также, как это было the must для Пивоварского в Минтрансе", — написала Марчак.
Однако, по мнению эксперта в области транспорта Александра Кавы, выбор на торги был абсолютно необоснованно сужен до автомобиля Mercedes одной модели.
"Кроме Mercedes никто в мире не производит бронированных авто? Ни у кого не вызывает вопрос, что условия искусственно сужены. Все равно чтобы мэрия Cум проводила тендер на поставку не троллейбуса длиной 12 метров и пассажировместимостью 100 человек, а тендер на поставку троллейбуса ЛАЗ-Е183 и "ждала" наилучшего предложения. Извольте-с… Интересно как в Нафтогазе работают люди, которые неспособны разобраться с работой системы ПроЗорро, но способны потратить $200 тыс из бюджета государственной компании на приходить руководителя", - подчеркнул Кава в обсуждении этого поста.
Художника может обидеть каждый
В ходе самой дискуссии выяснилось, что чиновников в высоких кабинетах "никто не любит". Почему-то все траты и действия представителей украинской власти, которые должны быть доступны обществу, вызывают почти детскую обиду у представителей власти (и их спикеров).
Пресс-секретарь министра финансов Марчак порадовала еще одной сентенцией:
"По крайней мере в той сфере журналистики, которая близка мне (госфинансы), у многих журналистов в голове существует презумпция виновности чиновника. Да, у нас два десятилетия плохой истории, создавшие такую традицию. Но времена меняются, и сейчас далеко не всегда то, что на поверку выглядит сенсационным, таким на самом деле является. Нужно просто копнуть глубже", - написала Марчак.
К сожалению, судя по уровню объяснений "невиновных" чиновников и их представителей, "плохая история" коррупции в Украине продолжается.
Если в тенденрной заявке на покупку дорогого автомобиля указан исключительно Mercedes Benz S600 GUARD, то проведение тендера похоже на имитацию прозрачности закупки.
Кстати, покупка бронированного "мерса" — не последнее слово в планах "Нафтогаза" по абсурдности.
Читайте также: Что, если ЕС вмешается в спор "Нафтогаза" и "Газпрома". Мнение эксперта
Недавно "Нафтогаз" объявил тендер на пиар-кампанию "по продвижению рынка природного газа". Где он будет двигать эту кампанию?! Неважно, потому что НАК за это готов заплатить 23 миллиона гривен. Наверное, на эти благие цели и пойдут деньги всех потребителей газа, в первую очередь — от населения. Поэтому, уплачивая по новым тарифам, помните: только вы и никто иной спонсируете безопасность главы правления НАКа и продвижение "рынка природного газа" в виртуальной реальности.